Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

О выставке «Крылатая судьба»

«Крылатая судьба» - новая выставка из фондов Крымского краеведческого музея, посвященная 80-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков, прорыву «Голубой линии» и завершению битвы за Кавказ. На выставке речь идет о самых крупных воздушных сражениях в небе Кубани над Крымским районом с начала 2-ой мировой войны до середины 1943 г.

Выставка «Крылатая судьба» создана по материалам личных дел летчиков, воевавших в небе над ст. Крымской, и призвана взрастить у подрастающего поколения гражданско-патриотические чувства, гордость за подвиг своего народа и уважение к ветеранам.

«Голубая линия» - сложнейшей системы немецких укреплений на Таманском полуострове во время Великой Отечественной войны. Всего в годы Второй мировой войны подобных линий обороны существовало только три: это линия Мажино во Франции, линия Маннергейма в Финляндии и «Голубая линия» на Кубани.

Зимняя кампания 1942-43 гг (Сталинградская битва) была завершена рядом блестящих побед советской армии. Бои за освобождение станицы Крымской длились с 30 марта по 4 мая 1943 года. Станица Крымская (сейчас г. Крымск) была ключевым звеном германской оборонительной линии «Готенкопф» («Голубая линия»). Для германского командования имело важное значение её географическое положение. Через станицу Крымскую проходили основные железнодорожные и автомобильные пути на Анапу, Новороссийск, Тамань и Темрюк.

В воздушных боях на «Голубой линии» принимало участие с обеих сторон около 2000 самолётов. В 1943 г. произошел не только коренной перелом в сухопутных сражениях, но и в воздухе. Поэтому воздушную баталию на Кубани по значимости и масштабу, можно смело приравнять к боям за Сталинград. Здесь советские летчики закрепили успех битвы на Волге, впервые достигнув превосходства над армией «Люфтваффе». Недаром высота 121.4 Сопка героев у ст. Крымской зовется Малым Мамаевым курганом. 

В воздушных сражениях на Кубани противник потерял 1100 самолётов, тогда как советская авиация потеряла около 750 самолётов. Благодаря высочайшему уровню профессионализма, смелости и отваге лётчиков, потери советской авиации оказались гораздо меньше, чем со стороны противника.  Без активной помощи советской авиации прорыв глубоко эшелонированной немецкой обороны на Таманском полуострове оказался бы невозможен. 67 военнослужащим, принимавшим участие в боях за Крымский район в годы Великой Отечественной войны, присвоено почетное звание Героя Советского Союза, Большинство из них – летчики.

Самолёт – истребитель, пилотируемый Александром Покрышкиным, наводил ужас на врага. Уже одно его появление в воздухе вызывало среди них страх и панику. Хваленые фашистские асы не выдерживали его атак. Одни из них гибли от его метких очередей, другие, трусливо покидали поле боя и после этого уже не решались вступать в поединок с истребителем, на фюзеляже которого с левой стороны было уже больше тридцати красных звёздочек - число сбитых вражеских самолётов.

Еще больше фашистов обескураживало то, что русские начали вести себя в воздухе совсем не так, как раньше. Они по-новому патрулируют территорию, по-другому вступают в бой. Покрышкин попытался перевести воздушные сражения в новую тактическую плоскость. Для этого он придумал и применил ставшую знаменитой «Кубанскую этажерку» - схему движения истребителей, при которой врагу уйти от преследования практически невозможно. Две Золотые звезды трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин получил за боевые победы в небе Кубани.

Об этом и многих других подвигах летчиков, защитников русской земли, воевавших в период Великой Отечественной войны, рассказывает новая выставка «Крылатая судьба» в Крымском краеведческом музее.

IMG 4787